Величина издержек

В заключение следует отметить, что значительную озабоченность вызвала концентрация государственных ассигнований на военные НИОКР в сравнительно небольшом числе фирм. В 1964 г. три компании «Норт америкэн», «Дженерал дайнэмикс» и «Локхид»- получили 23% ассигнований министерства обороны на НИОКР, а десять компаний — 53%. Эта тенденция характерна не только для министерства обороны. Например, в 1963 г. на три компании пришлось 37% и на десять компаний — 61% расходов НАСА на научные исследования и разработки.

Критики утверждают, что такая концентрация ассигнований на НИОКР способствует чрезмерной концентрации производства и занятости, поскольку, во-первых, фирма, получившая заказ на выполнение военных исследований и разработок, обычно получает и последующий заказ на производство, и, во-вторых, результаты этих военных исследований иногда находят выгодное применение в коммерческой деятельности компаний. Помимо этого, некоторые исследователи считают, что военные НИОКР следует разбивать на большее число менее крупных частей, особенно в стадии научных исследований, в которой меньше вероятность значительной экономии от увеличения масштабов исследования.

На протяжении 60-х годов значительное внимание уделялось вопросу о том, какой вклад военные и космические НИОКР вносят в развитие гражданских отраслей экономики. Этот вопрос особенно заинтересовал ИАСА, так как если указанное влияние велико, оно могло бы служить дополнительным аргументом — наряду с соображениями политического и, возможно, военного характера — в пользу осуществления космических программ.

Многие правительственные органы (в частности, Комиссия по вопросам гражданской техники при президенте США) интересуются масштабами применения результатов военных и космических НИОКР в гражданских отраслях в связи с проблемой утечки научных и инженерных кадров из гражданских отраслей в отрасли, связанные с выполнением военных и космических программ.