Роль функционального фактора

Данные экспериментов на млекопитающих регистрируют увеличение размеров остеонов и расширение гаверсовых каналов в связи с повышением ее кровоснабжения. Хотя этот вопрос, очевидно, не может решаться однозначно (зависимость прочности кости от многих причин, в том числе ее субмикроскопического строения, ориентации коллагеновых волокон, возможно, минерализации и т. д.), следует все же подчеркнуть, что для бедренных костей всех рассмотренных здесь палеолитических гоминид в общем характерны большие размеры остеонов при сравнении с остеомами кости современного человека. Вместе с тем как-будто напрашивается известная аналогия с изменением остеонных характеристик в сравнительных рядах некоторых млекопитающих.

При переходе от вероятных предковых (или родственных) диких форм к домашним современным млекопитающим (тур — крупный рогатый скот; кабан — домашняя свинья; волк — собака?) происходит постепенное уменьшение диаметра остеонов и увеличение плотности их расположения.

По-видимому, аналогичная тенденция прослеживается и при сравнении неолитического населения Эстонии с эстонцами XVI — XVII ст. (Паавер, 1973).

Упомянутый автор связывает указанные им изменения остеологической картины у животных с вариациями темпов индивидуального развития при доместикации; но эволюционные (и эпохальные) изменения темпов онтогенеза, очевидно, имели место и у человека. Наиболее сложен вопрос о таксономическом (типологическом) значении особенностей остеонной структуры у гоминид.

О влиянии фактора видовой принадлежности (специфичности) на форму и размеры остеонов писали многие исследователи.

В этом плане определенное сходство Сунгирь IV с Романковым могло бы быть истолковано как проявление неандерталоидности в микроструктуре, подобно тому, как это можно констатировать для некоторых признаков внешней структуры скелета сунгирского человека.