Косвенная оценка

Если и не рассматривать полученный результат как косвенный аргумент в пользу существования некоторых акромегалоидных признаков у неандертальцев, все же он свидетельствует о необходимости дальнейших серьезных палеоэндокринологических исследований на достаточно представительных в качественном и количественном отношении материалах 1. Заслуживающими внимания в конституциональном аспекте могут оказаться и особенности микроструктуры скелета. Так, при изучении бедренных костей из верхнепалеолитической стоянки Сунгирь — Сунгирь I и Сунгирь IV — обнаруживается, что свойственный человеку тин крупных (относительно размеров тела), редко расположенных остеонных систем здесь преувеличен, хотя и в неодинаковой степени для обеих костей.

Вместе с тем Сунгирь I и IV представляют, по-видимому, два различных варианта остеонной структуры.

Размеры остеонных систем Сунгирь I в общем укладываются в границы среднего варианта для современных европейцев, тогда как Сунгирь IV отличается от него более чем на 3,5 среднего квадратиче-ского отклонения.

Поскольку не существует сколько-нибудь выраженной связи размеров остеонных систем ни с полом, ни с общими длиннотными или толстотными размерами бедренной кости, ни с развитием компакты на бедре современного человека, где отмечается лишь тенденция к положительной корреляции величины остеонов с длиной, периметром и кортикализацией, возникает важный вопрос: как интерпретировать эти различия? Возможна, очевидно, роль функционального фактора (величина нагрузки, образ жизни в целом), так как он влияет на структуру костной ткани и строение сосудистой сети.

В литературе высказывалось мнение, что крупный редкий тип остеонов связан с повышением прочности кости.