Выяснив причины, перейдем к программе действий, направленных па преобразования механизма хозяйствования

Подавляющее большинство оценок при всем их разнообразии сводится к необходимости существенных изменений, но вопрос о степени радикальности, глубины преобразований решается при этом в принципе по-разному. В 60-е годы водораздел оценок и подходов отчетливо проходил по такой линии: требуется ли комплекс мероприятий по улучшению форм и методов хозяйствования (это тогда не называли хозяйственной реформой) или же достаточно отдельных мероприятий по улучшению некоторых сторон сложившейся практики хозяйствования. Решения партии и правительства, принятые в 1965 г., исходили из необходимости комплекса мероприятий, хозяйственной реформы.

Но фактические действия, начиная от постановлений, конкретизирующих общие решения, и кончая точностью их исполнения, свелись все-таки к разрозненным мероприятиям. Их единство, комплексность не достигались.

Это было отмечено в партийных документах в 70-е годы.

Именно в 70-е годы со всей очевидностью проявилась актуальность комплексности преобразований хозяйственного механизма. Она была осознана всеми.

Были предприняты новые попытки разработать и осуществить хозяйственную реформу.

Наиболее комплексное решение на этот счет было принято в июле 1979 г. Но оно с самого начала выполнялось, как отмечено на XXVI съезде, недопустимо медленно и половинчато, а в 1982 г. был объявлен новый поиск путей улучшения советского механизма хозяйствования.

Практика преобразований механизма хозяйствования в 60-70-е годы и в 80-е годы должна быть правильно интерпретирована. Не прекращаются попытки объяснить трудности нашего хозяйства в последние 15- 20 лет проведением хозяйственной реформы, сделать вывод, что «реформа себя не оправдала», увести науку и практику в сторону от принципов преобразований механизма хозяйствования, сформулированных в Программе принятой XXII съездом партии, в решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума.