Семейные факторы формирования виктимности подростков

В семьях, имеющих высокие показатели жестокости над детьми, наблюдается дефицит нравственности отношений между полами и высокая вероятность сексуального насилия (Bentovim А., 1987). Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, часто становятся жертвами сексуальных преступлений.

В качестве причины возникновения насилия (Бенаму Э., 1997) выделяют не только безнравственность и асоциальность родителей, но и клинически выраженные личностные «аномалии» в виде высоких показателей жестокости, гнева, раздражительности, прослеживающихся в одной семье на протяжении нескольких поколений.

Изучение семейных отношений подростков показало влияние нарушений в воспитании на формирование виктимных качеств. Считается (Вострокнутов Н. В., 1994), что особенности взаимоотношений в асоциальных семьях создают особую «виктимологическую ситуацию», при которой подростки оказываются в группе риска по претерпеванию насилия.

Наши исследования показали влияние нарушений семейного воспитания на формирование виктимных качеств подростков, пострадавших от внесемейного насилия. Типы нарушений воспитания и виктимологические характеристики поведения подростков по данным опросника АСВ При помощи опросника АСВ (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1987) за период с 1996 по 2001 годы было обследовано 175 семей девушек в возрасте 16±4,3 лет, подвергшихся внесемейному сексуальному насилию.

Контрольная группа составила 60 семей девушек подросткового возраста (15+5,1 лет). Нарушения в воспитании не определялись в 83,3% в контрольной группе и в 48% — в основной, то есть нарушения воспитания в основной группе определяются более чем у половины пострадавших (52%). Потворствующая гиперпротекция в семьях подвергшихся насилию подростков почти в три раза превышает таковую в семьях контрольной группы (28% и 6,67%). Процентные показатели доминирующей гиперпротекции в основной группе более чем в два с половиной раза превышают аналогичные показатели в контрольной группе. Гипопротекция в основной группе также превышает аналогичные показатели в контрольной (6,67% к 3,33%). Социальный профиль семей основной группы характеризовался тем, что 25,7% семей оказались неполными (из них в 32 семьях отсутствовал отец, в 8 семьях — мать, в остальных случаях отсутствовали оба родителя).

В 6,8% семей воспитание осуществлялось кем-то из близких родственников (тетя, бабушка). Около 40% семей основной группы существовали в условиях хронического семейного конфликта.

В них (8 семей) отмечалась отягощенность бытовым пьянством и криминальным опытом одного или обоих родителей или наследственная отягощенность по психоневрологическим заболеваниям. В этих семьях чаще всего выявлялись нарушенные типы воспитания.

Примечательно, что среди пострадавших от внесемейного сексуального насилия не встречалось нарушений воспитания по типу повышенной моральной ответственности и жестокого обращения. По-видимому, для подростков из семей с жестоким обращением возможные агрессивные намерения становятся легко осознаваемыми.

Эти подростки быстро распознают угрозу насилия и своевременно предпринимают попытки по ее предотвращению. Повышенная моральная ответственность также практически не встречается в группе сексуально-виктимизированных подростков.

Вероятно, в результате этого типа воспитания агрессия и принуждение воспринимаются подростками негативно потому, что они имеют четкие представления об обстоятельствах насилия и его последствиях.

Особенности взаимоотношений в семьях подростков — жертв внесемейного насилия (по данным опросника АСВ) Комплексы и психологические защиты родителей при реализации хронического семейного конфликта имеют специфическое сочетание при отдельных видах нарушенного воспитания.