К. Маркс и Ф. Энгельс

В той мере, в какой для всего этого требуется изменение условий жизнедеятельности населения и в какой капитализм в связи с их изменением не рискует утратой своего социального своеобразия, растет благосостояние трудящихся классов: повышается оплата труда, увеличиваются масштабы и каналы социальной помощи, совершенствуются формы бытовой и жизнедеятельности населения, обеспечиваются сохранение и развитие способностей людей к труду, облегчаются условия и расширяется содержательность труда. При капитализме появляются и юридические (формальные) гарантии равноправия и личной свободы, трудящиеся вовлекаются в общественную и политическую жизнь.

Все это — аргументы против упрощенного понимания разнонаправленное интересов классов-антагонистов.

Перечисленные социальные последствия капиталистического способа производства — подлинные достижения цивилизации, в которых как раз и реализуется единство потребностей в обществе, порождаемое зависимостью всех его членов от природы и друг от друга.

Другое дело, что это — единство противоречивых (вплоть до антагонизмов) потребностей. Именно поэтому на каждом историческом этапе человечество вновь решает (в антагонистических формациях решает в классовой борьбе) одну и ту же проблему: преимущественно в чьих интересах пойдет дальнейшее развитие, каким будет классовый облик прогресса.

К. Маркс и Ф. Энгельс были весьма далеки от того, чтобы зачеркивать значение капиталистического прогресса для человечества, для трудящихся классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль» — так начинается в «Манифесте Коммунистической партии» перечень результатов, которые составляют вклад капитализма в общественно-экономический прогресс.

Но признание такого вклада отнюдь не равнозначно тому, что пролетариат признает капиталистический прогресс единственно возможным и тем более лучшим вариантом прогресса.