Первая точка интереса к неоднозначности слов языка и вообще к слову как языковому явлению появляется у ребёнка естественным образом, в ситуации обыденной жизни. В процессе общения он замечает, что некоторые слова обозначают названия предметов, а другие — движение или качество.
Для четырёх — пятилетнего малыша ещё далеко то время, когда он начнёт пользоваться научными терминами в определении частей речи, но различать их и обозначать специальными символами он уже может. Изучение частей речи в Монтессори — школе начинается с изучения символов. Символы особенно помогут ему при чтении, когда становится важным функциональное разнообразие слов. Мария Монтессори предлагала для каждой части речи использовать специальную форму — символ. При этом, когда символ вводится для понимания той или иной части речи, ключевым является устная фраза учителя: «Заметь, какое слово я тебе сказала?» Ребёнок вслушивается в речь, как бы проживая сказанное, и незаметно, через сравнение с другими словами, происходит формирование той или иной части речи. При этом, например, имена существительные не требуют специальной презентации, так как эту часть речи он уже хорошо освоил, работая с многочисленными языковыми материалами. Можно сразу предложить малышу обозначить названия предметов большими чёрными треугольниками.
Прежде чем рассказать, как в Монтессори — школе вводятся символы различных частей речи, я просто перечислю их.
- Имя существительное
- Глагол
- Имя прилагательное
- Наречие
- Местоимение
- Предлог
- Имя числительное
- Междометие
- Союз
- Причастие
- Деепричастие
Все символы частей речи, кроме прилагательного и деепричастия, введены во всех Монтессори школах мира. Два последних придуманы специально для русских начальных школ, поскольку в большинстве других языков эти части речи не встречаются.
С помощью символов дети могут составлять длинные предложения или даже небольшие тексты. Таким образом происходит изучение частей речи.