Как сделать так, чтобы малыш не сомневался в нашей любви

По просторам соцсетей недавно гуляла такая фраза: «Я тебя люблю» можно говорить разными способами…» Вот об этих более или менее хитрых способах мы и поговорим!

Чувство любви к ребенку, понимания и защищенности нужно  как воздух. И формируется оно благодаря «посланиям» родителей. Конечно, мы любим своих детей. Но бывает, что сигналы даем совершенно противоположные. Как же сделать так, чтобы малыш не сомневался в нашей любви?

СПАСИБО И ПОЖАЛУЙСТА. У детской писательницы Валентины Осеевой есть замечательный рассказ «Волшебное слово». Его мораль в том, что взрослые становятся более сговорчивыми, если дети просят их вежливо и ласково. Однако родителям тоже стоит помнить, что изначально именно они задают тон общению и творят атмосферу. Поэтому не забывайте свои пожелания приправлять «волшебными словами». Первый этап воспитания вежливости ребенка и демонстрации ему своей благожелательности — правильный пример.

У ТЕБЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПОЛУЧАЕТСЯ. Всякий труд и творчество малыша заслуживают того, чтобы быть отмеченными. Кроха несет свой рисунок и ждет, что его похвалят. Вера в свои силы закладывается а прямо пропорционально щедрости взрослых на похвалу.

Но часто бывает, что чуть ли не каждое брошенное нами сообщение в адрес ребенка — замечание или критика. Поэтому есть смысл «ловить себя за руку» и отмечать, какой «удельный вес» составляют замечания в вашем общении. Важно: поощрений и похвал должно быть как минимум в два раза больше критики.

ЗАВТРА У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ ЕЩЕ ЛУЧШЕ. Конечно, бывает, что-то выходит плохо или не получается совсем… В такие минуты малыш особенно нуждается в поддержке. Способность преодолевать трудности — одна из лучших черт, которую вы можете привить своему ребенку. Сравнения допустимы лишь с ним самим, но вчерашним: «Сегодня ты победитель — у тебя получилось лучше, чем вчера!» Никогда не сравнивайте кроху с его братьями, сестрами, друзьями. Ожидания родителей, что ребенок должен быть во всем лучше своих сверстников, могут быть не только необоснованными, но и вредными.

КАК ТЫ МОЖЕШЬ ЭТО ИСПРАВИТЬ? Действительно, бывают такие ситуации, когда нам, мягко говоря, не до похвалы. Однако выхлоп раздражения на голову нашего чада ничего хорошего все равно не принесет. Ребенок либо замкнется в себе, либо полученный заряд агрессии будет искать выхода в самых неподходящих ситуациях. А главное — у него будет формироваться ощущение, что он плохой, но не сформируется конструктивного навыка к спокойному исправлению своих ошибок. Поэтому в следующий раз, когда малыш прольет чай, не подбегайте с тряпкой и воплями. Спокойно спросите: «Как ты можешь это исправить?» И дайте возможность ему самостоятельно вытереть пролитое. При таком подходе дети гораздо быстрее учатся аккуратности и, что не менее важно, умению исправлять свои ошибки.

ТЫ ХОРОШИЙ. Вам кажется, что это и так понятно? Может быть, вам — да, но спросите об этом своего ребенка. Его ответ может вас сильно удивить. Далеко не каждый малыш считает себя хорошим, особенно если ему время от времени прямо или косвенно сообщают, что он «такой-сякой». Малыш, которого мы уважаем, никогда не скажет про себя плохо. «Я плохой» — последствие заниженной самооценки, сформированной родителями.

МАМА ЛЮБИТ ТЕБЯ. Очевидно? Опять же, для ребенка, оказывается, нет! Сухость в общении воспринимается малышом как сигнал: «Меня не любят». Старайтесь проявлять больше ласки, почаще заглядывайте в глаза и не скупитесь на теплые слова. Кстати, очень хорошо их говорить перед сном — мозг, «засыпая», выносит в следующий день «заложенную перед сном программу». Можно добавлять: «И папа любит, и бабушка любит, и все мы…» Ребенку к четырем годам нужно помочь сформировать ощущение, что его любят больше всего на свете. Даже критикуя, надо говорить: «Я тебя люблю, поэтому должна научить слушаться». И никогда нельзя в сердцах говорить ребенку: «Я тебя такого не люблю», «Как ты надоел» или того хуже: «Убила бы». Дети воспринимают это совершенно серьезно.

В НАШЕЙ СЕМЬЕ ЭТО НЕ ПРИНЯТО. Поговорим о запретах. Наши дети живут не в безвоздушном пространстве и быстро улавливают, что их сверстники могут есть другие блюда, смотреть другие мультики и выражаться другими словами. Это может вызвать недоумение, бурю протеста и приступ выпрашивания сомнительных конфет или кукол-монстров. В такой ситуации короткая фраза: «В нашей семье это не принято» — действует исцеляюще. Зачастую ребенок даже не требует больше никаких объяснений. Но все же советуем их дать, объяснить малышу, почему «не принято» — тогда в дальнейшем у него не возникнет желания вернуться к этой теме. В глазах малыша ваша семья и забота о нем становятся на высокий пьедестал. И не забудьте в конце добавить: «Потому что мы тебя любим».

Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ. Расстроенный ребенок пребывает один на один со своим чувством обиды (гнева, несправедливости, ревности), а выразить словами его не способен. Поэтому выражает как может — толкает сестру, швыряет игрушку, кричит или, наоборот, замыкается в себе. В таких ситуациях часто первое желание родителей — накричать на ребенка, сделать ему замечание. И это в корне неверно. Правильнее сказать, например: «Я тебя понимаю, ты расстроен, потому что у тебя отобрали игрушку (Потому что я сейчас занимаюсь с сестренкой… Потому что на тебя не обратили внимания…)». Эта фраза поистине волшебна и быстро снимает напряжение, так как кроха знает, что понят и услышан.

ЧТО МЫ МОЖЕМ ПРИДУМАТЬ? Если понимание в критической ситуации установлено, логично будет продолжить диалог с крохой, спросив: «Что мы можем придумать?» Попросите кроху высказать его идеи и пути решения конкретной проблемы или же поделитесь с ним своими.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? В 3,5- 4 года наступает возраст почемучки. Не торопитесь отвечать мгновенно на все детские вопросы. Обязательно спросите: «А как ты думаешь?» Совместный поиск информации в книгах, журналах, энциклопедии и Интернете дарит ценные минуты общения, показывает малышу, что вам важны его вопросы, а значит, вселяет в него уверенность, что важен и он сам. Также такой подход приводит к тому, что у ребенка выработается навык самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы.