Как развить у ребенка правильную речь

Для правильного произнесения звуков необходима слаженная работа всех артикуляционных органов. Без тренировок здесь никак не обойтись!

Коартикуляция — так называется взаимодействие двух артикуляционных органов в процессе произнесения звуков. Несогласованность в работе той или иной пары приводит к речевой каше, когда звуки искажаются или смазываются. Чтобы с вашим малышом этого не случилось, необходимо проводить регулярные тренинги! Для таких уроков в домашних условиях вам понадобится зеркало, игровой настрой и желание ребенка заниматься. Речевые тренировки проводят 1-2 раза в день. Продолжительность одного занятия — от пяти до двадцати минут.

На первых порах берите одно упражнение. Каждую неделю или каждые три дня разучивайте новое. Освоенное в предыдущие дни упражнение повторяйте.

 

Занимательная статика

Начните со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается под счет от трех до… примерно двадцати. Время удержания увеличивается постепенно.

Статические упражнения помогают укреплять мышцы артикуляционного аппарата, а также формировать правильные уклады речевых звуков.

• «ОКОШКО». Рот широко открыть и в дальнейшем удерживать это положение.

• «ЗАБОРЧИК». Губы растянуть в улыбке, зубы остаются плотно сжатыми. •»ХОБОТОК». Зубы плотно сжать, губы вытянуть вперед, словно хоботок слоненка.

• «БЛИНЧИК». Широкий, распластанный язык спокойно положить на нижнюю губу, рот полуоткрыт.

• «КАПКАН». Широкий язык прикусить за боковые края коренными зубами, кончик языка при этом опущен за нижние резцы.

• «СЕРДИТЫЙ КОТЕНОК». Кончиком языка упереться в нижние резцы, широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты в стороны.

• «ЖАЛО». Рот приоткрыть, острый язык высунуть изо рта (по возможности дальше).

• «ЧАШЕЧКА». Рот широко открыть, язык в форме изогнутой чашечки поднять к верхней губе (нижняя губа ему в этом деле не помогает!).

• «ГРИБОК». Рот открыть, широкий язык крепко присасывается к небу верхней поверхностью, подъязычная уздечка растянута — как гриб на длинной ножке.

• «ТРУБОЧКА». Язычок свернуть (похож на полую трубку), губы округлить вокруг языка, они помогают удерживать трудную позу.

Все это — базовые упражнения артикуляционной школы. Когда малыш их освоит и сможет удерживать каждую позу максимально долго, стоит разучить произвольную программу.

ДИНАМИЧНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО. Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции. • «ЗАБОРЧИК» — «ХОБОТОК». Зубы плотно сжать. Под счет «раз-два» губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Следите, чтобы зубы на протяжении всей комбинации не размыкались, а мимика была естественной (кроха не должен жмурить глазки).

•»БЛИНЧИК» — «ТРУБОЧКА». Эта связка одна из самых сложных. Если ее выполнить не удается, возьмитесь за разучивание более легких каскадов: «Блинчик» — «Жало», «Блинчик» — «Чашечка», «Блинчик» — «Грибок». Когда малыш сможет проделывать их безукоризненно, вернитесь к трудной связке.

Все каскады выполняются под счет «раз-два». Сначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.

 

Язык-труженик

Есть упражнения, которые изначально предполагают энергичную работу языка, он трудится в паре с нижней челюстью или губами.

Узкий язык попеременно тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом опущена, ее положение фиксированно, рот широко открыт. •»МАЛЯР». Рот широко открыть. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, старательно «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть неподвижна.

• «ЗМЕЙКА». Узкий язык максимально высунуть изо рта. Он совершает быстрые колебательные движения из стороны в сторону(как это делает языком змея). Рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна. Губы растянуты в стороны.

• «ИНДЮК». Широкий язык выбрасываем изо рта и бьем по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл». Нижняя челюсть опущена, она не двигается в такт работе языка!

В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично!

• «РЫБКА». Зубы крепко сжать, губы вытянуть вперед (см. упражнение «Хоботок»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

•»ВОРОНКА». Выдвинуть нижнюю челюсть, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытягиваем вперед, на счет «два» втягиваем губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

• «ДОСАДА». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперед.

• «ЛИТАВРЫ». Губы слегка завернуть за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одной о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Повторить не менее 10 раз.

• «ПОФЫРКИВАЮЩАЯ ЛОШАДКА». Губы расслабить, пофыркать, подражая лошадке. Повторить не менее 10 раз.

Нижнюю челюсть выдвинуть вперед как можно дальше. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.

• «ПРЯТКИ». Здесь есть три варианта.

Спрятать верхнюю губку, прикусив ее нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх, к носу. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

 

Показательные выступления

Если после двух-трех месяцев тренировок ребенок успешно освоил школу и произвольную программу, самое время переходить к постановке показательных номеров. Это целые мини-спектакли с участием артикуляционных органов и, конечно же, самого ребенка. Но кто здесь главный герой? Гномик Язычок!

• «БЛИНЧИКИ». Гномик Язычок купил в хозяйственном магазине посуду. Теперь он учится готовить себе еду. Больше всего Язычку нравится печь блинчики на новой сковородке. Блины получаются румяные и круглые. Упражнение «Блинчик»: дый из них Язычок смазывает маслом (широкий язычок распластан на нижней губе, обе губы пришлепывают блинчик: «пя-пя-пя»).

Блины Язычок ест с вареньем. Упражнение «Вкусно!»: приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз не менее 5 раз. Следите, чтобы нижняя губа не «подсаживала» язык. Блины Язычок запивает чаем. Если чай слишком горячий, Язычок на него дует (положение артикуляционных органов как в упражнении «Чашечка», подуть на края языка, не раздувая щек.)

• «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ». Гномик Язычок очень любит собирать грибы. Он берет большую корзину (упражнение „Чашечка») и отправляется в лес. По дороге ему приходится перебираться через ручей. Упражнение «Ручеек»: губы улыбаются, зубы почти сжаты, кончик языка упирается в основание нижних передних резцов. Длительно произнести звук «с». Ручеек воздуха при этом стекает по языку, посередине нижней губы и по подбородку.

Вода в ручейке холодная. Ребенок подставляет свою ладошку под подбородок и проверяет, действительно ли холодная водичка в ручейке. При этом главное — не забывать длительно произносить звук «с»!

Чтобы не промочить ноги, Язычок пользуется мостиком. Упражнение «Мостик»: язык круто выгибается, упираясь кончиком в основание передних нижних резцов. Рот открыть как можно шире.

Сколько в лесу грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок (упражнение «Грибок»), а рядом — лисичка. Тут же — сыроежка, рыжик (ребенок с небольшими интервалами выполняет несколько раз упражнение «Грибок»). Придя домой, гномик Язычок готовит из собранных грибов очень много вкусных блюд (упражнение «Вкусно!»).

Используя перечисленные упражнения, вы легко сможете сами составлять произвольные и показательные программы для артикуляционных органов вашего малыша. Не стоит только забывать, что главный судья всех этих соревнований и выступлений — зеркало. Только с его помощью можно оценить чистоту выполнения каждого элемента! Зеркало поможет справиться и с артикуляцией трудных звуков. И скоро речь будет чистой и правильной!