Как избежать детских травм?

Наверное, существуют дети, у которых не бывает синяков и шишек, которые не разбивают коленки, не рвут одежду о сучки и гвозди, не прибегают домой с занозами в одной руке и ожогами на другой. Но, как правило, на малышей эти напасти так и сыпятся! Давайте разберем причины детского травматизма и попробуем понять, как можно предотвратить беду.

ОН ЖЕ МАЛЬЧИК — МАЛЬЧИШКИ ВСЕ ТАКИЕ!» Действительно, принадлежность к сильной половине человечества увеличивает риск травматизма. Игры мальчиков чаще отличаются большей подвижностью, соперничеством, проверкой себя на смелость. Военные сюжеты, которые часто любят мальчишки, подразумевают агрессию, риск, опасность и героизм.

Спортивные игры и туристические походы — отличная тренировка. А участие в них пап, отцовский пример и авторитет — отличная воспитательная стратегия. Под чутким руководством мудрого папы и травмы предотвратить легче, и опыт передается быстрее.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. Не  редко можно услышать: -„Ну, малыш в меня — я та-ким же „шилом» был/была в детстве». Темперамент  и конституциональные особенности действительно наследуются детьми от роди-тел ей. Если мама или папа в видят в ребенке себя, то они порой лучше специалистов могут сказать, что надо делать. Стоит только вспомнить свое детство и те жизненные уроки, которые помогли вам вырасти из детских проблем. Только не перестарайтесь, все-таки ребенок- не полная ваша копия!

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ. Часто набивают шишки дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Проявляется этот синдром в трудностях концентрации внимания, нарушениях памяти и обучения. Такие дети импульсивны, небрежны и беспечны, что становится причиной травм и неприятностей. Чаще эти особенности являются наследственными, но бывают и следствием стрессов, травм,  болезней нервной системы. Такому малышу полезно совмещать задачи на внимание и двигательную активность. Для этого хорошо подходят многие подвижные игры. Например:

• С МАЛЫШАМИ ДО 3 ЛЕТ можно кидать мяч на меткость (в корзину, в ведро, разбивать башню из кубиков);

• ДЕТЯМ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ нравится играть в кегли, детский боулинг или городки;

• ПОСЛЕ 4 ЛЕТ можно пробовать играть в „Вышибал» и „Картошку»;

• ОТЛИЧНЫЙ ВИД ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ — кататься на самокате или велосипеде, огибая препятствия;

• ИГРА В „РЕЗИНОЧКУ», „КЛАССИКИ» ИЛИ ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ — также хороший способ тренировки внимания.

Дворовые игры подходят для формирования полезных качеств, развивают не только внимание, но и самостоятельность, терпение, коммуникабельность. Почему бы не возродить эти замечательные традиции в компании друзей своего ребенка?

Регулярные пробежки, катание на велосипеде или роликах и плавание также помогают преодолевать гиперактивность. Дети нередко могут поражать взрослых своей выносливостью, пробегая за родительским велосипедом ежедневно до нескольких километров.

При СГДВ особо рекомендуется всегда соблюдать режим дня, который помогает систематизировать жизненные процессы и преодолеть импульсивность, свойственную таким деткам. Можно вместе с ребенком составить расписание на неделю и ежедневно сверять с ним свои планы. Для не умеющих читать детей составьте расписание в картинках.

АГРЕССИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Если мама периодически испытывает сильное раздражение на ребенка, это может создавать у него такой уровень внутреннего напряжения и возбуждения, что он теряет осторожность и способность критически мыслить. Агрессия может быть явной (раздражение на ребенка) или скрытой (страх за него). Бывает, что в ответ у малыша нарушается чувство осторожности, он стремится к неоправданному риску, что, в свою очередь, приводит к повышенному травматизму.

Управление агрессией трансформирует ее в активность, которую можно направить в любую сферу жизни по собственному желанию. Наработав такую способность, родители могут передать ее своим детям.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ МАЛЫШЕЙ ВЛЕКУТ ИХ К ЗАПРЕТНОМУ И ИНОГДА ЗАСТАВЛЯЮТ ПОДВЕРГАТЬ СЕБЯ РИСКУ. Если ваш ребенок — исследователь или даже отчасти авантюрист, то вам ничего не остается, как стать ему партнером в различных небезопасных видах деятельности. Иначе у кого ему научиться разумности, критичности и осторожности, которую вполне можно совмещать со смелостью, стремлением к новому и с потребностью в проверке собственных возможностей? Для успешной социализации безудержного любопытства вашего маленького непоседы полезно предпринять некоторые шаги.

•СДЕЛАЙТЕ РЕГУЛЯРНЫМИ СОВМЕСТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО НОВЫМ (ДЛЯ МАЛЫША) МЕСТАМ. Эти путешествия совсем не обязательно должны быть грандиозными. Можно долго исследовать город и близлежащие окрестности, путешествуя с юным исследователем пешком или на велосипедах (самокаты и ролики тоже подойдут). Нарисуйте карту и отправляйтесь вместе на поиски «сокровищ», шишек, ежиков.

•ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ СОГЛАШАЙТЕСЬ НА НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В БЕЗОПАСНОЙ СИТУАЦИИ. Например, чтобы ребенок сам перешел дорогу по пешеходному переходу со светофором (под вашим наблюдением, конечно). Или попросите ребенка провести вас по знакомому ему маршруту. Первокласснику предложите одному проехать пару остановок на автобусе или другом общественном транспорте (после предварительного инструктажа). Гуляя в парке, в лесу, дайте возможность малышу отойти от вас чуть дальше обычного, не следуйте за ним по пятам, наблюдайте со стороны — пусть учится самостоятельности.

•СТАВЬТЕ ПЕРЕД МАЛЫШОМ ЦЕЛИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОТ НЕГО СМЕЛОСТИ: прыгнуть с бортика (с вышки) в бассейне, облиться холодной водой, остаться на небольшое время одному дома.

Участие в таких экспериментах будет и для вас, и для малыша отличной школой определения границ возможного, а также обучения ребенка безопасному поведению в потенциально опасных ситуациях.

Но все, конечно, в пределах разумного.

НЕСФОРМИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К БОЛИ, ТРАВМЕ И ОПАСНОСТИ. Возможно, родители долго опекали малыша, предупреждая все возможные риски, а затем — резко отпустили его в «самостоятельное плавание». Иногда мамы и папы не успевают за развитием потребности детей в самостоятельности, а вооружить их нужными знаниями и умениями необходимо вовремя. Учите малыша бдительности, осторожности, узнаванию и соблюдению правил, умению обратиться за помощью к взрослым.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ СКЛОННОСТИ КРОХИ К ТРАВМАТИЗМУ. Опросив родителей, имеющих детей, близких по возрасту к вашему, вы можете обнаружить, что ваш малыш не так уж и часто подвергается травмам. В этом случае можно ничего не менять, а просто принять редкие неприятные ситуации как факт нормального развития крохи. В конце концов, вырасти и не набить шишек невозможно!